Антиутопии стали мейнстримом. Это случилось уже давно, но сейчас, когда каждый год выходит порядка 4-5 достойных (и ещё больше «не») фильмов на эту тему, распространённость жанра и его оказуаливание стали очевидны.

«Сквозь снег» корейского режиссёра Пан Чжун Хо изображает картину будущего, в котором люди, попытавшись решить проблему глобального потепления, заморозили Землю. Немногие выжившие колесят по железной дороге, проложенной по всему земному шару, на большом поезде, построенным железнодорожным магнатом Уилфордом.

Поезд — метафора современного общества. В голове состава живёт привилегированный класс, а в конце — нищие. Когда поезд двинулся там не было ничего: ни еды, ни воды и люди выживали за счёт друг друга. Потом им начали выдавать протеиновые батончики, неприятного вида желатиновые блоки коричневого цвета. Но это не жизнь, считают герои и готовят революцию. Проходя от вагона к вагону они всё больше понимают, как устроена система жизнеобеспечения состава, ужасаясь своим открытиям они всё больше хотят свергнуть Уилфорда и построить «правильное» общество своими руками.

-Если говорить кратко о технической составляющей (ибо она тут не главное), то в фильме звёздный актёрский состав из маститых лицедеев, даже Крис Эванс показал, что он не только мужик в трико и со щитом, не говоря уже о Джоне Хёрте, Сон Кан Хо и Тильде Суинтон. По-корейски жестокие боевые сцены и кадры. Однако фильм не сильно шокирует, корейцы могут и жёстче.

Многие винят фильм в излишне оптимистической концовке, ведь «нельзя сойти с поезда, несущегося на полной скорости», но это выделяет фильм из ряда других антиутопий. Случись трагичный разворот сюжета, доказывающий нерушимость системы, мы бы увидели очередную главу истории, о которой мы знаем со времён Негли и Патрика. В нашем же случае есть безнадёжная надежда. Герои оказываются в ситуации отказа вновь стать частью системы и непринятия власти в свои руки. Отрицая революцию и систему, герои выбирают третий путь, что ставит их на свою собственную тропу, вероятно ведущую в никуда, но свою.

Революция Хо — часть системы, закон природы, который лишь поддерживает государство, меняя лица, но не систему как таковую. Образец ницшианской борьбы с чудовищем, а никак не сила, меняющая мировой порядок. Этим сказывается финал.

Картина обладает сюжетными «скрепами» в виде символов и жестов, проходящих сквозь фильм. Это делает мир каждого вагона тесно связанным с предыдущим, несмотря на то, что они разительно отличны. И так до самого носа состава, где все символы и намёки складываются в единый пазл, каждая деталь которого вела к финальному выбору главного героя.

Именно оптимизм делает «Сквозь снег» хорошим фильмом. К финалу у меня уже было несколько вариантов того, как завершиться история, один хуже другого, но того, что случилось не ожидал. Только так можно совершить революцию, только так можно сломать систему.

6 из 8