Вот и довелось спустя много лет после прочтения повести посмотреть наконец полномасштабный фильм по её мотивам: «Хоббит. Нежданное путешествие». Стало быть, хоть какие-то мечты сбываются.Из едва 200-страничной повести создатели 2,5-часовой первой части новой трилогии выжали максимум возможного и невозможного. Какая-нибудь оброшенная в книге фраза стала у Джексона целым эпизодом, многие события повести были «расцвечены» и специально драматизированы для киноверсии.

Именно так появилась дополнительная линия мести Торина Дубощита (благодарствую создателям русского дубляжа за пользование правильной версией перевода и нормальные имена героев) оркам за своего отца и деда. Так же возник и Радагаст, упоминаемый лишь мельком на страницах толкиновского творения. Более того, Радагаст даже стал одним из немаловажных второстепенных действующих лиц, первым обнаружившим главную опасность — некоего Некроманта… А вступление от имени старого Бильбо длится аж минут 10-15.

Это, конечно, жемчужина, что в «Хоббита» удалось залучить Мартина Фримена. Он, то есть мистер Бильбо Бэггинс — странник не от мира сего в этом «Нежданном путешествии». Он словно бы теряется среди ватаги грубоватых, бесцеремонных и невероятно колоритных гномов-раздолбаев. Именно поэтому о Бильбо зритель помнит все почти 3 часа просмотра — он слишком выделяется из окружения. «Мне становится спокойнее, когда вспоминаю о Бильбо», — произносит Гэндальф, сверкая глазами.

Фримену удалось сыграть внешне неуверенного, широко глядящего на новый мир, слегка потерянного полурослика. Хоббита, которому придётся многое узнать о себе, ведь, несмотря его на неподготовленность и «неотмирность», в решающие минуты мистер Бэггинс оказывается со-овсем не промах. Потому-то зритель и сопереживает герою Фримена…

Из других актеров могу выделить доселе неведомого мне британца Армитеджа, сыгравшего Торина Дубощита. Вождь у Армитеджа получился вполне себе горделивый.

А главное ощущение от «Хоббита» родственно моему ощущению от самой повести. В ней на порядок меньше пафоса, величественных жестов, масштабных баталий; отсутствуют деяния великих королей, магов и прочих мастодонтов Третьей Эпохи Средиземья. Нет той тяжеловесности, что присуща «Властелину». «Хоббит» и в книге, и в кино — лишь намёк, прелюдия. Тонкий свет свечи, озаряющий темень открывающегося гигантского мира фэнтэзи. Подобно кольцу, найденному Бильбо, «Хоббит» таит в себе неведомое, о чем зритель, может только догадываться. И как дети, мы вступаем в этот дивный новый мир.

Но он покоряет своей простотой, ясностью, даже какой-то домашней уютностью. Зритель чувствует себя как дома на просторах Средиземья, среди гор, долин и пустошей. Походная и приключенческая романтика, романтика дальних странствий в картине присутствует в должной мере, что и придает очередному творению Джексона и его хоббитов чудесную, волшебную естественность. Словно этот мир и впрямь существует, где-то там, за холмами. И это главное достижение режиссера: они не загубили атмосферу сказочной повести.

Только помните, как и Бильбо: после Нежданного Путешествия Туда и Обратно прежним Вы уже не будете.