Бывший школьный учитель Джек Торренс, мечтающий написать свой первый, который его прославит роман- находит устраивающую его работу. Он становится сторожем в закрывшимся на зимний период, расположенным в горах отеле «Оверлук». Вместе с ним в отеле поселяется его семья -жена Вэнди и сынишка Дэнни. Сам Джек поначалу настроен более чем оптимистически — он завязал с выпивкой и решил, что за те месяцы, что они проведут в дали от всех, он закончит свою книгу. Да и жена сперва была рада, что герой возобновил работу над романом. Но, со временем всё пошло не так радушно как по началу. Герой вернулся к выпивке и его стали одолевать внутренние демоны, которых всё это время ему удавалось сдерживать в себе…

Одна работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья

К концу 1970-ых Стивен Кинг уже стал мэтром американской жанровой литературы. Все его произведения мгновенно становились хитами, по многим из них снимали фильмы. Мистическим романом «Сияние», заинтересовался сам Стэнли Кубрик. Создатель таких потрясающих картин как «Спартак», «Космическая Одиссея 2001-ого Года», «Заводной Апельсин». Учитывая то, что в исходной книги, как практически всегда у «короля ужасов» было много психологизма, а Кубрик был великолепным, вдумчивым режиссёром — от совместного труда двух мастеров следовало ожидать очередной кино-шедевр. С потрясающей игрой актёров, и прописанными репликами персонажей. А так же тщательно выверенным сценарием. И всё это великий режиссёр обеспечил. На главную роль он пригласил суперзвезду Джека Николсона, а сценарием занялся лично сам. К тому же, именитый режиссёр контролировал другие аспекты создания ленты. Например, тщательно выбирал музыку, из которой собирался сделать саундтрек. Фильм снимал замечательный оператор Джон Олкот («Барри Линдон», «Заводной Апельсин»), и помимо мрачной атмосферы, у картины есть какая то гнетущая, заставляющая впасть в уныние сила. Сложно сказать, каким образом оператору это удалось добиться. Вполне возможно, что благодаря тем многим сценам, в которых нас будто толкают по коридорам и комнатам «Оверлука», и мы вынуждены блуждать по разным углам отеля, вслед за героями. К тому же, пустые апартаменты выглядят как то зловеще. Вкупе с удручающей музыкой, звучащей время от времени, всё это способно напугать и без традиционных для данного жанра сцен, будь то кровь или внезапные появления кого -то из за угла. В этом и сила подобных лент. Такие картины как «Сияние», пугают на внешним видео-рядом, а чем то внутренним, тем что лежит между строк. Такой вот, подспудный ужас гораздо страшнее любого желания постановщика запугать зрителя, что называется в лоб. Липкая атмосфера страха всё сильнее овладевает тобой по мере просмотра картины, по глубине твоего проникновения в разворачивающийся на твоих глазах сюжет…

-Я из тех, кого интересует кто платит за его выпивку

-

Разумеется в фильме имеются и погони и кровавые сцены (даже более чем-так и стоит перед глазами эпизод видения Дэнни — коридор отеля заливают волны крови хлещущие из открывшейся шахты лифта), и даже «Бу» моменты. Но они являются всего лишь вишенкой на торте, а не основным блюдом, в отличии от многих хорроров того, да и этого времени. В плане запоминающихся сцен (которых современные ужастики практически лишены, так как либо нечего не предлагают, либо цитируют классику), отмечу открывающую картину панораму леса снятого с птичьего полёта. И разумеется разговор супругов, который начинается в холле а затем переходит на лестницу, когда у Вэнди в руках бейсбольная бита, а язвительно ругающий её Джек заставляет отступать вооружённую женщину, так как выглядит не в пример гораздо более угрожающе, чем его супруга вяло размахивающая битой. Ну, и отмечу также проезд Дэнни (Дэнни Ллойд) на велосипедике по коридорам отеля. Этот эпизод повторяется несколько раз. И хоть нечего не происходит, но так и ожидаешь что за следующим поворотом мальчика поджидает нечто страшное. И сколько бы раз не смотрел картину, это ощущение не пропадает. В этом «повинны» как игра превосходных актёров, так и блестящая режиссёрская работа, видение материала и его подача зрителю, идущая от «великого и ужасного» Стэнли Кубрика.

-У тебя была вся твоя поганая жизнь, что бы это обдумать. Что могут решить каких то пара минут?!

А финал фильма и вовсе, вышел что называется выше всяких похвал. Погоня Джека за женой и сыном с огромным топором, его выкрики, истеричный смех, и знаменитый эпизод, в котором он яростно рубит дверь в туалет, где в надежде спастись от слетевшего с катушек отца семейства укрылись насмерть перепуганные Вэнди (Шелли Дювалл) и Дэни — вообще стоят многих современных триллеров с их компьютерными монстрами, вместе взятых! Николсон играет здесь с такой самоотдачей, что просто не верится, что это всё «понарошку». А это на мой взгляд, высшее похвала для актёра. Рядом с ним, Дювалл как то уходит на второй план. По сути, «Сияние» это — бенефис великого голливудского актёра. Одного этого фильма хватила бы, что бы вписать имя Джека Николсона в историю мирового кино. Но у этого выдающегося исполнителя есть ещё и такие хиты как «Пролетая Над Гнездом Кукушки» Формана и «Бэтмэн» Бёртона. А вот для Дювалл — фильм Кубрика стал своеобразной визитной карточкой и вершиной в карьере, ибо после 1980-ого, с её участием так и не вышло нечего стоящего, равноценного, способного встать с триллером Кубрика в один ряд…

Помимо названных актёров, меня впечатлил и Филип Стоун, в эпизодической роли бывшего смотрителя отеля — мистера Грэйди. Он является герою в ведении, и рассказывает о том, как он «наказал» свою жену и дочерей за попытку сжечь «Оверлук». Он же и убеждает Джека в том, что его сынишку Дэнни тоже следует «наказать», так как он телепат и пытается вызвать на помощь своего нового друга — чернокожего повара Дика Хэллорана, у которого такой же дар, и который может «им» помешать. Исполнитель роли последнего Скэтмэн Крозерс — получил за свою работу жанровую премию «Сатурн». По сути -единственную награду, которой отметили в своё время столь значительную и влиятельную картину. Ну а про две позорные номинации на «Золотую Малину» за худшую женскую роль и худшую режиссуру- вообще забудем, как о досадном недоразумении…

Сегодня «Сияние» является безусловной классикой мирового кинематографа, и даже числится в рекомендательном списке ВГИКа. В своё время, этот не дорогой фильм стал из экспериментального обращения признанного мэтра от режиссуры к жанру хоррора, и экранизации по прозе популярного Стивена Кинга, стал прорывом в жанре остросюжетного кино. И вывел этот фильм за пределы существующих жанровых рамок. Этим он сегодня и ценен. Поэтому моя рекомендация и пожелания приятного просмотра

6 из 8