Фильм представляется первым углом в треугольнике величайших кинематографических антиутопий последних десятилетий: солипсистской «Матрицы», также созданного по следам «1984» политического «Эквилибриума» и, собственно, само «Шоу Трумана».

Главное отличие этой ленты от вышеперечисленных двух заключается в том, что не существует какой-то переломной точки, меняющей мир с ног на голову: ни войны с машинами, ни становления неототалитаризма: это все тот же демократический мир с его преимуществами и недостатками. Именно мир, но не Америка в частности, здесь неоднократно подчеркивается, что абсолютно все являются зрителями шоу, будь то американцы, русские или японцы.

Любая антиутопия возводит в идеал понятие свободы. Стоит отдать должное, выбор между тем, оставаться ли в рабстве или бороться за свободы одинаково сложен как для Нео, так и для Престона с Труманом. Однако здесь этот вопрос поднят в очень необычном ракурсе: в этическом и, с большой натяжкой, в онтологическом.

Этический компонент прост в постановке, но не в решении: может ли жизнь одного человека стать брендом для всего мира и, что самое главное, может ли она быть собственностью отдельно взятой компании? Право на свободное распоряжение своей жизнью — самое основное среди всем известных естественных прав человека, которые сначала вошли во французскую и американскую конституции, позже в законы всех остальных государств. В таком случае, демократическое устройство входит в непреодолимое противоречие с либеральной концепцией свободы позитивного выбора. Следуя этому, можно предположить, что и все мы находимся под колпаком у властей и живем по заданному сценарию, однако все это не более, чем ерунда и банальнейшая конспирология. Частично ответ на вопрос «почему?» будет дан ниже.

Онтологическая составляющая показывает иллюзорность различия между реальностью и действительностью. Здесь нужно процитировать золотые слова продюсера шоу, звучащие в середине фильма: «Мы понимаем реальность лишь таковой, какой нам ее преподносят». В принципе, вся наша жизнь — лишь набор правил, созданных на телестудией, но и не квазитоталитарным государством, а культурой, прогрессом, глобализацией и так далее.

«Шоу Трумана» — фильм не о ужасном строе, держащим всех «под колпаком», а о людях, наслаждающихся не истинной культурой, а простым подсматриванием через забор, с разницей огромного масштабом всего происходящего: да, за героем следят, но не для того, чтобы поймать его на анекдоте против вождя и приставить в стенке, а для того, чтобы показать всем странам и продать футболки с надписью типа «Love Truman».

Мир Трумана — рай для любого консерватора, это идеальное воплощение негативной свободы, то есть свободы из предложенного: мир безопасности и спокойствия, можно делать что угодно, главное не выходить за рамки (в ленте они довольно грубо, но доступно были обозначены границами города-студии). А такая свобода не страшнее, но реальнее тоталитарной свободы (разрешено то, что приказано).