С чего все началось: чтобы показать, что картина находится в производстве, Алексей Петрухин и Олег Степченко в 2006 году за 18 часов сняли рекламный ролик фильма, в котором роль Хомы Брута исполнил сам Петрухин. В начале 2007 года этот тизер был запущен в кинотеатры, хотя ещё не был написан сценарий, производство фильма фактически началось только через год, а съемки были закончены только в марте 2012 года.

Намутили ребята трейлер — со спецэффектами, бабахами, жутко красивыми видами и всякой прочей диковиной типа рогов и копыт. Интересно, думаю, может, наконец, что путное и выйдет. И это я тут сейчас ещё мягко пишу, говоря, что мне было «интересно». В итоге, решились идти. Ну, пришли, а оказалось, что приплыли.

Первые двадцать минут я судорожно, будто утопленник, пытался выбраться на поверхность сюжета, но напускаемые волны режиссёрских находок и агонии сбивали меня с ног и утаскивали ещё глубже на дно, то и дело присыпая моё бьющееся в судорожных конвульсиях тело ряской. Разобраться практически невозможно ни в сюжете, ни в содержании, ни в героях фильма. Особенно сюжете. Кто кому брат, кум, сват — это вообще за гранью понимания, для зрителя есть только мечущиеся казаки с бурной мимической деятельностью (это они, наверное считают актерской игрой) на довольно-таки не казацких лицах. К слову, выглядели жители мистической Украины довольно гламурно — если одежду ещё можно было принять как уместную, серьги и там-сям проскакивающие завитые чубы приводили меня в совершеннейший экстаз.

Первый час я ещё хот как-то пыталась вникнуть в происходящее. Потом у меня закончилось кофе и терпение. Понять что-либо в неясных бормотания тоже не вариант — ощущение, что каждый из героев кроме орущего Петруся, говорит сам себе под нос — это норма. Англичанин ещё и курлыкал на двух языках, этакой сладкой для ушей «тросянке» — то проявляя чудеса страшной сообразительности и выговаривая довольно сложные наречия, то переходя на чистый и тихий английский, отчего хотелось подойти и хорошенько его тряхануть, чтобы он унялся и объяснил, что болбочет. Мне он вообще своими речами напоминал колхозную бабу, попавшую в элитный клуб, и старающуюся соответствовать модным веяньям а-ля «вот это ивент, пойдём на афтепати!»

Второй час мне уже тупо хотелось свалить, вот честно, без всяких прелюдий. Или сбегать покурить с горя, хотя я не курю. Потому что верх аморальности так издеваться над людьми за их же деньги. Но на этой неделе мне уже удалось высидеть гламурного «Геракла», и я решил не сдаваться и тут — в конце концов, хотелось же и Вия увидеть. Да и после «Геракла» мне казалось, что уже ничего не страшно. Но как бы последний и не скрывал в трейлере, что он — туфта, а «Вия» упаковали в красивую подарочную упаковку, под которой оказалась абсолютная неспособность режиссера к какому-либо творчеству, даже к вторичной переработке. А я ему за это — деньги. На, дружок, сними ещё побольше кала, только без дела не сиди.

За полчаса до окончания этой вакханалии (а иначе и не сказать — книжный вариант «Вия» извратили настолько, что только диву давайся да покрякивай) люди стали спешно покидать зал. И я их, честно, не виню в этом. В конце уже и невесть как залетевший в это гнездо аспидов лорд Тайвин начал нести такую ересь, что впору самому взять арбалет и убить его гораздо раньше положенного срока. С концовкой тоже по человечески разодраться не смогли — псевдоголливудские поцелуи Чадова со своей женой да закрепление уже, казалось, обозначенных в начале шаблонов «украинец — алкаш» набили такую оскомину, что только держись.

Два светлых пятна этого экранного каматоза — англичанин и поп. Всё. Англичанин, некогда вырвавший себе роль в совершенно великолепном «Баттоне», и, правда, видать, чему-то учен, раз в одиночку пытался вытянуть этот фильмец. Когда он был в кадре один, это напоминало типичное американское муви и было довольно смотрибельно. Он довольно естественно смотрелся в свое роли, в него не хотелось кинуть тухлый огурец или кабачок (а корзину с ними стоило взять на сеанс). Но едва рядом появлялся кто-то из наших, русских — все, пиши пропало. Картинка меркла, бледнела, тускнела. Возможно потому, что русские открывали рот и несли ересь.

И поп. Тот последнее время в кино примелькался, но играет отменно, с чувством, его персонажу было как-то даже неловко не поверить. Хотя может у них, актёров, припадочных (читай — неистово верующий) играть — самоё лёгкое. Он своим безумием тянул на себе непосильную лямку хоть какой-то искренности. Но остальные упорно перевешивали его заслуги.

Чадов вообще до этой мутной истории не считался мной и не плохим, и не хорошим актёром. Я всегда был уверен в том, что он никакой. Для русского кино это — отличная оценка профессиональных данных, за которые тебе платят неплохие деньги. Гораздо больше у нас тех, кто плохой актёр и даже совсем плохой. А Чадов в последнем «Сексе в городе» был даже очень убедителен, видать, сам такой, как персонаж, нечего было играть. Теперь я просто уверен в нём, как в никаком актёре, и он молодец, держит планку. Своего персонажа он полно и ярко показал каким-то местным дурачком «на побегушках» у главного алкоголика всего села (из-за которого, кстати, и вышел весь этот стрёмный сыр-бор, а вовсе не из-за Вия). А его ужимки и совершенно непонятные кривляния оставили приятный согревающий след в израненной зрительской груди.

А вот его жена — абсолютно никакая. Что здесь, что в других проектах. Напрасно я ждала хоть чего-то, отдалённо напоминающего игру. Роль ей дали блестящую (не удивлюсь, если и подгоняли под мадам) — немая недалёкая девица. Ну что тут сказать? Только руки развести.

Напоследок о Вие. В этой истории он совершенно неважный, ненужный и бесполезный персонаж, необходимый только для создания иллюзорного хорора и оправдания названия кинца. Появляется в середине фильма и совершенно внезапно, понять к чему он тут вообще затруднительно.

Единственный классный бонус — за кусочек принесённого с собой мела я получил кофе и ручку. Видимо, именно этого, по задумке работников кинотеатра, и не хватило нерасторопному попу, чтобы спастись от мертвой девицы, летающей в гробу, от Вия, и прочих напастей.

Все-таки стоило оставить мел при себе — обведя себя в кружок, быть может, я и отвел бы эту кинобеду.

Тем не менее посмотреть рекомендую, чтобы можно было сравнить с советским «Вием» 67 года.