Многие люди хотят быть лучше всех остальных и частично драматическая кинолента «Одержимость» (насамомделенет, картина называется Whiplash, по названию одной из песен оркестра) именно об этом. В погоне за идеалом они теряют голову и очень часто это ничем хорошим не заканчивается.

Мне порекомендовали эту кинокартину, описав её как очень мотивирующую и сильную. А мотивирующий фильм это, как правило, история про спортсмена, который превозмогая боль и нечестную борьбу, стал чемпионом. Или про больного раком, сказавшим «F#^k cancer», и победившим болезнь. И структуру таких фильмов мы все прекрасно знаем. Это обычная жизнь «до» → страшное событие, болезнь, неудача → осознание и преодоление → успех/выздоровление/чемпионство. И из фильмов этой серии вам понравится, скорее всего, первый увиденный, а остальные не будут трогать. Но здесь другая история. Несмотря на то, что скелет почти такой же, подача совсем другая, без купюр, а концовка оставит вас не только мотивированными, но и шокированными. Сразу подкупает отсутствие заигрываний со зрителем, поблажек к героям, «ванили» и предсказуемых моментов. Нет такого, что приходится сидеть, закатив глаза и слушая пафосную воодушевляющую речь от одного из героев.

История про студента престижного музучилища, который мечтает стать великим барабанщиком. Он усердно занимается даже после уроков, слушает советы друзей и учителей, он одержим идеей стать по-настоящему знаменитым музыкантом. Да, одержим, точнее, так ему самому казалось. На Эндрю (так зовут главгероя) не знает, что на самом деле значит быть одержимым чем-то, пока не встречает циничного и чересчур требовательного учителя Флетчера. То ли ему просто нравится издеваться над людьми, то ли он действительно работает по проверенной методике, позволяющей отсеять слабых, то ли оба варианта одновременно. Маэстро заставляет репетировать в два раза больше и пожертвовать отношениями с близкими, а также постоянно оскорбляет и критикует одарённого новичка. Это оказывается необходимым злом для того, чтобы стать не просто хорошим музыкантом, а действительно великим. Здесь почти все провели параллель с сержантом Хартманном и его новобранцами из фильма «Цельнометаллическая оболочка». Мол, «давай-ка я подготовлю тебя ко всему тому ужасу, что тебя ждёт, раз ты выбрал этот путь». И вообще, можно сравнить фильм с военной драмой, представив музыкальные инструменты как оружие, маэстро Флетчера как бранящегося сержанта, а сцену — как поле боя. И на войне и в музыкальной индустрии к проигравшим — никакой жалости. Враги не щадят, а критики не забывают.

Проблема юного Эндрю в том, что он идеализирует музыку. Вернее тех, кто её исполняет и слушает. Зачастую не самый одарённый, а самый стойкий в итоге попадает в оркестр и срывает аплодисменты. И высказывание «за большим талантом лежит и большой труд» здесь полностью оправдывается. Наставник ведёт его через круги музыкального ада, чтобы привести к триумфу, после которого Эндрю будет ему благодарен. На пользу истории то, что главные роли исполняли не Брэд Питт и Шайа ЛаБаф, к примеру, а менее известные, но не многим худшие актёры Майлз Теннер И Дж. К. Симмонс соответственно. Здесь каждый из них прожил роль, не удивлюсь, если и за кадром они хотели избить друг друга, ибо напряжение между ними колоссальное. Две противоположности, которые объединяет лишь любовь к музыке, они дали жару.

Фильм ставит вопрос «насколько вы готовы зайти, чтобы добиться цели?». Это накалённая психологическая драма. Это также и лучшее выступление в карьере сразу двух актёров — Дж. К. Симмонса, которого до этого мы видели сотню раз в ролях второго плана, и Майлза Теннера — возможно, лучшего молодого актёра последней пятилетки. Удивительно видеть такую живую игру от, на первый взгляд, каменнолицего парня. Специфическая внешность делает его запоминающимся. Жду не дождусь, когда ему стукнет 40 и он начнёт играть злодеев.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.